Главная > Поиски > ТЕОРИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕОРИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стремление  исследовать внутренние механизмы человеческой деятельности у меня было глубоко связано  с изучением структуры  мироотношения.

 

ТЕОРИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Стремление  исследовать внутренние,  скрытые от глаза наблюдателя  механизмы человеческой деятельности, в моей научной  работе было связано с изучением структуры и механизмов формирования мироотношения.  Иррациональность в мироотношении  во многом  является следствием того, как организована деятельность,  что ей движет, какие на нее влияют факторы, скрытые «внутри»  самого человека  и «вне его».    Естественно, что в  рамках одной монографии о мироотношении, на которой строилась докторская диссертация, охватить еще и проблему внутренних  механизмов деятельности было никак невозможно.  Однако идеи по поводу этих механизмов постепенно накапливались, и рождалось ощущение,  что тут скрыта такая интересная область исследования,  которой строит заняться отдельно,  либо  вовлечь в нее кого-то из своих аспирантов.

Жизнь шла своим ходом,  и, скорее неожиданно для всех, чем по моему творческому и родительскому плану,  в исследование был вовлечен Анатолий Щербина,  который, будучи близким родственником, не мог быть моим аспирантом. Существование   научных династий,  совершенно естественное для всех творческих профессий, в Украине почему-то оценивается чуть ли  не с точки зрения закона о коррупции.

Учась на факультете иностранного языка, Анатолий, видимо в силу семейных склонностей, увлекался более всего психологическими и педагогическими дисциплинами.  После окончания университета в семье очень долго шли дискуссии, в какой сфере деятельности следовало бы ему определиться и закрепиться для «настоящей», «взрослой жизни».  «Мудрые» советы нас, родителей, безоговорочно отметались, как некомпетентные попытки навязать молодому носителю прогресса свое мнение людьми  «из прошлой эпохи».

Конфликт поколений разрешился сам собой, когда, занимаясь по долгу службы социологическими исследованиями в  отделе обладминистрации, «носитель прогресса» натолкнулся на цикл публикаций об американской  теории вирусов в массмедиа. По молодости лет идея вирусного заражения человеческого сознания  в процессах коммуникации была воспринята как сенсационная.  Следующие несколько лет  Анатолий буквально уже больше ни о чем, кроме этих «вирусов»,  не говорил и не думал.   Но когда он заявил, что хочет писать «о вирусах» научную работу,  для чего будет поступать в Институт социологии, оказалось, что  американская парадигма практически не сочетается с отечественными стандартами социологического исследования.

Выход был подсказан  заведующим отделом философской антропологии Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины   Виталием Георгиевичем Табачковским.  Он сказал две фразы:  «Пишите о регулятивах.  И поступайте на учебу к нам, у нас исследования о регулятивах еще не было».  Он и принял  Анатолия аспирантом в свой отдел, за что вечная ему благодарность и вечная память. После смерти Виталия Георгиевича вторым руководителем стал Валерий Петрович Загороднюк.  Также великая благодарность от нашей семьи Евгению Ивановичу Андросу, нынешнему заведующему отделом философской антропологии.

 

 

Что касается теории социокультурной регуляции человеческой деятельности, я считаю, что ее исследование еще лишь слегка началось.   Ее проблематику, в том числе на общеметодологическом уровне,  гораздо чаще затрагивают российские ученые.

В Украине же «регулятивная» парадигма используется весьма и весьма редко, о чем свидетельствует крайне малое число публикаций, в которых «задействована» соответствующая терминология.  В основном пишут о «регуляции»  физиологи, медики, специалисты по физической культуре, психоневрологи, то есть затрагиваются естественнонаучные аспекты проблемы биофизиологических и биопсихических процессов.

Однако «регулятивная» парадигма  в ее социокультурных проявлениях  боле всего перспективна там, где речь идет о человекоформирующих процессах –  в общей и социальной педагогике, социальной психологии, культурологии, философской антропологии.

 

 

© 2010 olena.scherbina.sumy.ua | Design by metamorphozis.com. | Powered by Lubimy Site