Главная > Поиски > ПРО БОГА - ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ И ВЕРУЮЩИХ > ИДЕЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА И СВОРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА

ИДЕЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА И СВОРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА

В современных условиях о реальном онтологи

Е.Е.Щербина-Яковлева

 

ИДЕЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА И СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА

 

В современных условиях о реальном онтологическом существовании Бога открыто говорят только представители наиболее ортодоксальных религиозных направлений. Для философской, «утонченной» теологии гораздо более характерны рассуждения о том, что Бог – это «сфера общения «Я» и «Ты», «то место, где самоосознает и самоосуществляет себя человек» и т.п.

В данной статье нами предпринимается попытка поставить вопрос о Боге как о возможном объекте философского исследования не только в культурологическом, философско-антропологическом, но также и в онтологическом аспекте. Мы стремимся также развить мысль о том, что вследствие утверждения допустимости онтологического рассмотрения феномена Бога обнаруживается возможность его исследования методами естественнонаучного знания.

Когда формируются определения типа «Бог есть фантастический образ», ненамеренно или намеренно упускается из вида, что Бог – это категория человеческого познания мира, абсолютно равноправная со всеми другими категориями, результат многовековой познавательной деятельности, итог человеческих переживаний определенных явлений и размышлений о них. И пусть для какой-то части человечества то, что отражено в этой категории – лишь плод фантазии другой, заблуждающейся в своей вере части, тем не менее,  эта категория существует. Именно ее общечеловечность и историческая устойчивость, «вечность» прежде всего,  заставляют каждое новое поколение мыслящих людей задавать вопрос: так что же в ней отражено? Только ли человеческое богатое воображение, страх перед миром, потребность в психологической поддержке? Или же нечто реальное, что и заставляет религиозное большинство человечества упорствовать в своей вере?

Теологами на протяжении двух тысячелетий апробированы различные способы доказательства «бытия Божьего». Сегодня, конечно, здравомыслящего человека, воспитанного на платформе научного знания, не устроят отшлифованные в средние века катафатические суждения о совершенном существе, которое существует в силу самого своего совершенства, наличия в мире целесообразности, красоты, порядка и необходимости существования «конечного начала» всех вещей.

Но вся система катафатических доказательств выстроена лишь как логическое дополнение, своего рода рациональная «надстройка» над учением об Откровении. Истинно верующими становятся только те, кто пережил акт Откровения, то есть моментального интуитивного постижения реальности существования Бога и его сущности. Откровение – результат тех дел и событий, «которыми незримый Бог открывается своему творению, и, прежде всего в совести, в природе и в истории», - пишут авторы фундаментального «Библейского словаря» [1; 294]. О фактах Откровения многократно говорится в Библии: Книга Пророка Исаии (45:15), Послание к Римлянам (1:19, 32; 2:14, 15), Псалтырь (18), Деяния святых Апостолов (7:2; 17:24), Евангелие от Иоанна (1:14; 14:21), Евангелие от Матфея (11:25) и мн. др. ее тексты. (На ранних ступенях развития  христианства многие из тех, кто переживал яркие акты Откровения, попадали в пантеон святых. Но и в гораздо более близкое к нам время появляются такие фигуры, как Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский). Откровение признается не только христианством, но и буддизмом, иудаизмом, исламом …

Именно на интуитивном Откровении знания о Боге построена апофатическая система доказательств бытия Божьего, в которой логический разум последовательно отвергает все его определения  и атрибуты как не выражающие его истинной сущности. «Бог же в своем сверхъестественном бытии превосходит ум и сущее, и потому вообще не есть ни что-либо познаваемое, ни что-либо существующее, а существует сверхъестественно и сверхразумно познается. …Полное неведение и есть познание Того, Кто превосходит все познаваемое», - писал некогда Дионисий Ареопагит [6; 11].

Таким образом, логическое познание Бога бессильно. Интуитивное же его познание – удел немногих избранных, которые с уверенностью утверждают, что пережили Откровение. Именно они и становятся наиболее непоколебимыми приверженцами религии. Кроме того, достаточно большое количество людей даже в самые «антирелигиозные» эпохи истории общества  свидетельствуют о том, что они так или иначе  в какой-то мере воспринимают присутствие в мире некоей активной действующей силы, выступающей как внешний, посторонний  по отношению к самому человеку фактор, значительно превосходящий по своей энергетике границы человеческих сил и интеллекта. Этот фактор всегда представляется как разумный, целенаправленный в своих проявлениях, в той или иной мере принимающий участие в индивидуальной человеческой жизнедеятельности. Именно представление об этом факторе и связывается обычно с образом Бога.

Но естествознание никогда не обнаруживало в природе того объекта, который мог бы породить эти, как правило, достаточно неопределенные восприятия и существованием которого могли бы быть объяснены акты Божественного Откровения. Да и вообще в целом психологический аспект сверхчувственного восприятия Бога не только совершенно непонятен науке, но и никогда всерьез не становился предметом естественнонаучного исследования. Из всего комплекса психологических, нейрофизиологических, психофизиологических дисциплин проблема Божественного Откровения представлена разве что в психиатрии. Даже то направление знания, которое носит название «психологии религии», проблему объекта, отражающегося в психике верующего человека, обходит стороной. В целом в манифестированных или скрытых формах в научном знании господствует единственная установка: все феномены, объединенные категорией Бога или «Божественного», объясняются только за счет особенностей психики людей, которые их воспринимают.

Двадцатое столетие в целом, несомненно, относится к числу наиболее «антирелигиозных» эпох в истории человечества. При этом по уровню напряженности борьбы с идеей Бога и степени ее социального неприятия, по-видимому, дальше всех ушло то общество, в котором мы жили до 1991 г., а также, в силу инерции общественной психологии, идеологии и системы образования, то, в котором мы существуем. За нашим ироническим отношением ко всякого рода демонстративным проявлениям религиозности у тех деятелей, кому она в прежних социально-политических условиях была совершенно чужда, стоит, прежде всего, вполне обоснованное неприятие политической мимикрии. Но можно с уверенностью утверждать, что для значительной части «образованных» слоев  нашего общества остается характерным и непреодолимым воспитанное за предшествующие десятилетия глубоко негативное отношение к религиозно ориентированным людям. Религиозность воспринимается как симптом малограмотности, отсутствия высшего образования, интеллектуальной неразвитости… Если же о своей вере в Бога  заявляет человек, имеющий высшее образование, да еще если он осмеливается говорить о том, что стоит за пределами нравственной проблематики, в частности, о своей убежденности  в реальности физического существования Бога, его ждет гораздо более суровая общественная «оценка». Скорее всего,  он будет воспринят как сумасшедший.

Мы считаем целесообразным в своей попытке нового подхода к проблеме Бога рассмотреть Его прежде всего как категорию человеческой познавательной деятельности для того, чтобы затем от философско-антропологического подхода перейти к онтологическому. Прежде всего, если умный и мыслящий человек (каковым был, несомненно, хотя бы тот же  Дионисий Ареопагит,  о чем весьма весомо свидетельствуют его сочинения) заявляет что нечто, существующее в мире, недоступно для его разума, то с гносеологической точки зрения  вся проблема заключена в том, что разуму этому недостает  соответствующих понятий для теоретического описания данного объекта, иными словами, базы данных и терминов. Но это не значит, что для человеческого разума в целом  познание данного объекта навсегда закрыто. Речь идет «всего-навсего» о накоплении новых понятий и развитии  иного научного языка, то есть о некоей научной революции.

В таком случае, изучаемый объект может быть вполне реальным, но действительно до поры не познанным и потому не описанным научным языком!

Собственно говоря, поскольку речь идет о Боге, имеют место всего лишь два несомненных факта: а) человечеством выделена категория Бога; б) все свойства, которые приписываются человечеством Богу (или богам, что несущественно для принципиального рассмотрения проблемы), воспринимаются только на чувственно-интуитивном уровне, но совершенно не доступны для описания на языке науки.

Но из этого вовсе не следует, что такое состояние наших познавательных возможностей сохранится навсегда. Ведь оно может и измениться? Но речь, конечно же, идет о естествознании, которое, хотя и начинает подавать надежды на очередную научную революцию, однако же, вплотную пока еще к ней не подошло.

А до тех пор  мы можем только выдвигать философские гипотезы. Основная из них формулируется нами так: поскольку все человечество на протяжении всей своей культурной истории  верило и продолжает верить в неких богов или Бога, то нельзя ли допустить, что за этой верою стоит не просто фантазия и страх, но также и некая онтологическая (природная, космическая) реальность? В этом случае становится возможной постановка вопроса: какой могла бы быть с точки зрения науки та онтологическая реальность, которая отражена в категории «Бог»?

Понятие Бога исторично. То семантическое поле, которым оно сегодня обладает, разработано народами различных стран и континентов на протяжении тысячелетий развития духовной культуры. Границы его весьма обширны, о чем свидетельствует огромное количество близких по значению, синонимичных и полусинонимичных категорий: Деус, Теос, демиург, даимон; дух, духовное; Мировой Разум, Мировая Воля, Мировая Идея, эмердженция и т.п. Каждый этнос, религиозное или философское течение давали Богу (или тому, что стоит за этой категорией) свои собственные, локальные имена, которые не перечесть. Кроме того, бесчисленные формы тотемизма, фетишизма, анимизма, магии исторически соседствуют и сменяют друг друга, сохраняясь и в мировоззрении позднейших эпох. Мир религиозных представлений, а значит, и исторических форм восприятия Божественного, бесконечно пестр и разнообразен. Но, несмотря  на все внешнее несходство, в них обнаруживается удивительно глубокая внутренняя общность.

Из положения о том, что понятие Бога обозначает фантастический образ, созданный человеческим воображением, однозначно следует вывод о том, что в онтологических компонентах категории Бога отражены накопленные знания о реально существующих во Вселенной процессах самоорганизации, упорядоченности, саморазвития; элементах целесообразности и планомерности. Эти постоянно углубляющиеся представления синтезированы с элементами исторически имевшего места культа вождей и шаманов, пережитками патриархального и матриархального строя. В результате и складывается тот вселенски-всеохватывающий и в то же время антропоморфный образ Бога как существа выдуманного, которого в космической реальности нет и не может быть. В этом случае все свидетельства верующих, переживших Откровение, полностью отбрасываются как не подтверждаемые наукой.

Но в философских рассуждениях можно пойти и другим путем: не отбрасывать свидетельства верующих, а отнестись к ним более серьезно. Тогда следует задать два вопроса: каким с космологической и физической  точки зрения должен быть тот феномен, который отражен в категории Бога, и возможно ли его существование в свете того знания об устройстве Вселенной, которым мы сегодня располагаем?

В космологическом плане он должен быть образованием вселенского масштаба, концентрирующим в себе свойства вещественно-энергетических и информационных проявлений самоорганизации. В физическом плане у него должен быть материальный носитель, природа которого на сегодняшний день не известна науке. Понятно, что неизученность сама по себе не исключает возможности его существования. (К примеру, заявление о существовании волнового радиосигнала лет 150 назад было бы воспринято как абсолютная мистика).

Вопрос о возможности возникновения подобного объекта в процессе космогенеза должен исследоваться специально. Мы, во всяком случае, имеем по этому поводу собственную гипотезу[см. 1, 2]. Суть ее выражена в следующем предположении: первичное сверхплотное ядро Вселенной в процессе «великого взрыва» в момент ее рождения трансформируется в плазменное облако – протовселенную. В первичной плазме, состоящей из субэлементарных частиц типа лептонов, действуют всеобщие законы синергетики. Ввиду бесконечно огромной массы и энергии плазменного протовселенского облака,  упорядоченные и сверхупорядоченные структуры возникают практически мгновенно. Вследствие колоссальной энергетической напряженности и бесконечности массы возникают супернапряженные информационные процессы. В один из бифуркационных периодов развивается то свойство первичного лептонно-плазменного облака, которое с человеческой точки зрения воспринимается как «психизм». Это стремление к контролю над самоактивностью и к непрерывному направленному продуцированию ее новых форм. Все это ведет к возникновению той совокупности явлений природы, которые мы сегодня воспринимаем как «истинную» Вселенную, хотя на самом деле она является лишь одним из частных уровней саморазвития первичной  лептонной плазмы, который отчасти познан и практически освоен человечеством.

«Разумность» Бога в этом случае представляет из себя внешние проявления сверхнапряженных информационных процессов, которые отнюдь не имеют своей «целью» управление или контролирование человеческого разума и деятельности, и лишь косвенно через многоуровневые опосредования в какой-то мере  «информируют» и «ориентируют» его.

Особо должен рассматриваться вопрос о строении и функционировании человеческого головного мозга. Феномен головного мозга в аспекте нашей гипотезы может рассматриваться как один из продуктов «творческого процесса» первичного лептонно-плазменного облака. Вероятно, человеческий головной мозг по отношению к нему выполняет ту же функцию, что и радиоприемник по отношению к радиоволне.

Существование большого количества «ненастроенных приемников» может помочь пониманию психического механизма Откровения и того, почему оно не является всеобщим.

Становится также возможным объяснение механизмов процессов «общения» с Богом, которое у всех народов мира имеет устойчивые и единообразные формы, включающие в себя шаманское действо, молитву, медитацию и некоторые другие.

Если представить себе Бога как информационную систему вселенского масштаба типа современной компьютерной суперсети, тогда человек оказывается индивидуальным пользователем «персонального компьютера». Навыки «пользования» самим ПК и «включения в сеть» осваиваются с огромным трудом и более всего зависят от особенностей индивидуального развития психики. Во всяком случае, знание основ функционирования современной компьютерной техники позволяет строить вполне удовлетворительные модели, дающие возможность объяснения процессов восприятия человеком «Бога» и проявлений «Божественного» в космосе.

Принципиально важным является то, что данная гипотеза полностью согласуется со всеми современными космологическими теориями и положениями физики микромира. Она органично опирается на них, в то же время, выступая в качестве интегративной, синтезирующей идеи.

Кроме того, обозначается необходимость говорить о несоответствии многих общепринятых мировоззренческих позиций, которые по традиции излагаются в системе школьного и вузовского образования в неизменяемом на протяжении многих десятилетий виде  и давно переросли в догматы, тем перспективным возможностям понимания устройства Вселенной, которые предоставляются нам современными данными науки.

Определенным трансформациям неизбежно с течением времени будет подвергаться и система воспитания.

Безусловно, речь не может идти о реставрации каких бы то ни было религиозных систем верований. Все виды религий всегда были и остаются элементом духовной культуры конкретной исторической эпохи, и их искусственное «перетаскивание» в новые исторические условия не может быть плодотворным. Поэтому, с нашей точки зрения, в социально-педагогическом плане бесперспективным и неплодотворным является насаждение православие в качестве составной части «национальной идеи», а также попытки преподавания «слова Божия» в массовых школах и т.п.

Должен ставиться вопрос о разработке качественно новой системы воспитания, а также и о глубокой внутренней трансформации системы образования, в которые должны проникать новые мировоззренческие идеи, включающие в себя азы современного синергетического мировидения, понимания единства связей человека и Космоса, социального существования и всеобщих физических процессов во Вселенной.

 

РЕЗЮМЕ

Е.Е.Щербина-Яковлева. Возможность онтологического существования Бога.  Ограниченность частнонаучного знания, догмы «единственно верной» философской теории предшествующего периода и известные идеологические запреты долгое время превращали любые представления о Боге или каких бы то ни было «божественных» явлениях в объект односторонней «научно-атеистической» критики. С нашей точки зрения, ныне ощущается потребность в новом переосмыслении проблем «Бога», «божественного», «сверхъестественного» и многих других, подобных им. Представляется, что современные идеи синергетики и теории информации дают научную базу для постановки старых проблем в принципиально новой форме.

 

 

SUMMARY

Helene Schcerbina-Yakovleva. The possibility of ontological existence of God. The scantiness of natural sciences, the dogmata of monopolian phylosophycal theory and ideological prohibition during long historical time made any notion about God or something divine the object of one-sided «scientific-atheistic» critic. From our point of view, now being revealed the necessity in new interpreting the problems of God and divine. We are thought, that contemporary ideas of synergetic and theory of information are able to give the scientific base to the statement old problem in the principal new form.

Литература:

  1.  Щербина-Яковлева Е.Е. Коэволюция материального и духовного в развитии Вселенной: попытка отказа от традиционного взгляда // Філософські науки. Проблема коеволюции. – Суми: Вид. СДПУ, 2000.

  2.  Щербина-Яковлева Е.Е.Возможность онтологического существования Бога // Філософськи науки. – Суми: Вид. СДПУ, 2001. 

 

 

Е.Е.Щербина-Яковлева. Идея существования Бога и современная картина мира // Сучасна картина світу: інтеграція наукового та позанаукового знання.– Збірник наукових праць. – Суми: ВВП “Мрія–1” ЛТД, УАБС, 2002. – С. 5 – 12.

 

© 2010 olena.scherbina.sumy.ua | Design by metamorphozis.com. | Powered by Lubimy Site