Главная > Поиски > ПРО БОГА - ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ И ВЕРУЮЩИХ > Герменевтический подход к проблеме Бога - КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ

Герменевтический подход к проблеме Бога - КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ

В онтологической составляющей исторически развившейся категории Бога с

           Е.Е.Щербина-Яковлева

 

ОТ ИДЕИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ДО  ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Краткие тезисы

 

Проблему герменевтического анализа эзотерических форм духовной культуры в этой статье мы рассматриваем, опираясь на комплекс сформулированных нами ранее идей относительно возможности онтологического похода к проблеме Бога и информационно-коммуникативного понимания процессов  восприятия Его человеком. (См.: 1- 5). Суть этих идей состоит в следующем. Если допустить возможность не только традиционных культурологического, философско-антропологического, психологического либо религиоведческого подходов к проблеме Бога, но также и  онтологического, то обнаруживается возможность его исследования методами естественно-научного знания.

В онтологической составляющей исторически развившейся категории Бога сконцентрированы представления о наличии определенной внутренней упорядоченности, закономерности Вселенной, о процессах движения от хаоса к дифференцированному и разнообразному мирозданию; внутренней цели этого движения, планомерности, разумности. Важнейшим признаком Бога является  также его «психизм»: наличие воли, чувственных и эмоциональных реакций на события. Объективное физическое существование такого феномена не будет казаться столь невероятным даже самым стойким приверженцам «диалектического материализма» и «научного атеизма», если отказаться от одной очень устойчивой догмы, привитой каждому из нас со школьной скамьи. Утверждение о том, что развитие Вселенной происходит «от простого к сложному», всегда отождествляется с представлением об эволюции от механических форм движения к физическим и т.д.  Но ведь первичными как раз были физические формы движения, к тому же исключительно сложные, энергетически (а значит, и информационно) насыщенные! Первичное сверхплотное ядро Вселенной в процессе «великого взрыва» в момент ее рождения трансформируется в плазменное облако – Протовселенную. В первичной плазме, состоящей из субэлементарных частиц типа лептонов, действуют всеобщие законы синергетики. Ввиду бесконечно огромной массы и энергии плазменного протовселенского облака упорядоченные и сверхупорядоченные структуры возникают практически мгновенно. Вследствие колоссальной энергетической напряженности и бесконечности массы возникают супернапряженные информационные процессы. В один из бифуркационных периодов развивается то свойство первичного лептонно-плазменного облака, которое с человеческой точки зрения воспринимается как «психизм». Это стремление к контролю над самоактивностью; к направленному продуцированию новых форм самоактивности. Все это ведет к возникновению того бесконечного разнообразия явлений природы, которые мы сегодня воспринимаем как «нашу» Вселенную, которая является частным уровнем саморазвития первичной  лептонной плазмы.

 «Разумность» Бога в таком случае представляет из себя внешнее проявление интегрированных во вселенском масштабе сверхнапряженных информационных процессов, которые отнюдь не имеют своей «целью» управление или контролирование человеческого разума и деятельности, и лишь косвенно через многоуровневые опосредования в той или иной мере способны «информировать» и «ориентировать» его.  Принципиально важным является то, что данная гипотеза полностью согласуется со всеми существующими космологическими теориями и положениями физики микромира. Она органично опирается на них, в то же время выступая в качестве интегративной, синтезирующей идеи.

 «Компьютерный» подход к осмыслению сущности процессов «восприятия божественного представляется весьма продуктивным. Должны существовать некие универсальные, всеобщие закономерности процессов информационного обмена в системах любой природы. Нами выделены  специфические интердиктивные и  императивные структуры в многообразных формах коммуникации человека с Богом, а также и с иными «сверхъестественными» силами

 

Наши идеи герменевтического анализа текстов религиозного, эзотерического, а также при  необходимости и философского содержания  состоят в следующем:

 1.Каждое информационное сообщение может рассматриваться как многоплановый текст (многоуровневая система кодировки информации). Оно как правили содержит в себе явный текст 1-го уровня, подтекст 2-го уровня, подтекст 3-го уровня, и логически-смысловую контраверзу (подтекст 4-го уровня). Корреспондент адресует прямой текст респонденту 1, подтекст 2 - респонденту 2, подтекст 3 – респонденту 3.Уровень понимания ими информации соответственно проявляется как понимание 1, понимание 2 и понимание 3.  Контраверза адресуется предполагаемому оппоненту, участвующему в мысленной дискуссии, либо даже как бы исходит от этого оппонента. Уровень его понимания информации адекватен уровню автора текста.

2. Объектом анализа являются высказывания, всегда содержащие в себе узловые концепты мироотношения. Структура каждого узлового концепта мироотношения устойчива. Она включает в себя единство субстанциональных, атрибутивных  и релятивных категорий, образующих картину мира, экзистенциальные категории, образующие авторский «образ себя», а также систему праксеологических категорий, образующую совокупность программ и алгоритмов практического действия.

В каждом  высказывании необходимо так или иначе отражена устойчивая структура узлового концепта мироотношения. Она может быть выражена  в  более или менее явной          форме, отдельные категории могут быть опущены или выражены в полуявной, неявной, имплицитной форме. Но наличие «образа мира», «образа себя» и «образа действия» всегда установимо. Конкретная категориальная наполненность этой структуры зависит от  уровня развития духовной культуры субъекта, вступающего автором данного информационного сообщения.

          3. Нами установлено различие в категориально-концептуальной структуре сообщений религиозного и философского плана. Для религиозных сообщений типа молитвы и исповеди характерно наличие императивного момента, обращенного к Богу. В проповеди священник выступает в качестве посредника между паствой и Богом, единолично формулируя  императивное обращение к Богу. Для сообщений, протекающих по типу Откровения, характерна императивность, проистекающая  от Бога и направленная на человека как на респондента. В целом для религиозной коммуникации «Человек-Бог» и «Бог-человек» характерна интердиктивность.

          4. Для сообщений теоретико-философского плана характерно отсутствие явных форм праксеологического компонента в структуре узлового концепта мироотношения, формулируемого автором-теоретиком. Он никогда не приобретает форму интердиктивности и императивности. Праксеологический компонент как комплекс алгоритмов  деятельного выражения личного отношения к Богу, признанному либо непризнанному автором, присутствует сугубо имплицитно. Для его выявления должна проводиться отдельная аналитическая процедура.

 

Литература:

  1. Щербина-Яковлева Е.Е Возможность онтологического существования Бога // Філософськи науки. – Суми: Вид; СДПУ, 2001.
  2. Щербина-Яковлева Е.Е. Коэволюция материального и духовного в развитии Вселенной: попытка отказа от традиционного взгляда // Філософськи науки. Проблема коеволюції. – Суми: Вид. СДПУ, 2000.
  3. Щербина-Яковлева Е.Е. Истоки синергетического мировосприятия в духовной культуре прошлого // Філософський аналіз основ синергетики. Філософськи науки. Суми: РВВ СДПІ, 1999.
  4. Щербина-Яковлева Е.Е. «Бог», «божественное» и «сверхъестественное» как объекты человеческого восприятия // Філософськи науки.-Сумі: Вид. Сум ДПУ, 2002.
  5. Щербина-Яковлева Е.Е Идея существования Бога и современная картина мира.- Сучасна картина світу: інтеграція наукового та позанаукового знання.- Збірник наукових праць.- Суми, ВВП “Мрія-1” ЛТД, УАБС, 2002.

 

 

© 2010 olena.scherbina.sumy.ua | Design by metamorphozis.com. | Powered by Lubimy Site