Главная > Поиски > ПРО БОГА - ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ И ВЕРУЮЩИХ > ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ БОГА

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ БОГА

Проблема герменевтического анализа эзотерических форм духовной культур

           Е.Е.Щербина-Яковлева

 

ОТ ИДЕИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ДО ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Установлено различие в категориально-концептуальной структуре текстовых сообщений религиозного и философского плана, содержащих информацию, характеризующую феномены Бога, божественного, сверхъестественного. Для религиозной коммуникации «Человек-Бог» и «Бог-человек» характерна интердиктивность. Для текстовых сообщений теоретико-философского плана характерно отсутствие явных форм праксеологического компонента. Они никогда не приобретают форм интердиктивности и императивности.

Проблему герменевтического анализа эзотерических форм духовной культуры в этой статье мы рассматриваем, опираясь на комплекс сформулированных нами ранее идей относительно возможности онтологического похода к проблеме Бога и информационно-коммуникативного понимания процессов восприятия Его человеком. [См.: 2 – 5]. Суть этих идей со­стоит в следующем. Проблему Бога традиционно исследуют в рамках культурологии, философской антропологии, психологии, религиоведения, этнографии и др. с применением соответствующих методологических подходов. С нашей точки зрения, допустима возможность включения категории Бога в онтологическую картину мира в рамках материалистического, ориентирующегося на рациональное, логически аргументированное и научно фундированное знание. В этом случае обнаруживается возможность выработки философско-методологических подходов к определению перспектив изучения Бога в качестве реального физического явления методами естественнонауч­ного знания.

В онтологической составляющей категории Бога в ее обыденно-житейском, религиозном, культурологическом понимании сконцентрированы представления о наличии определенной внутренней упорядоченности, закономерности Вселенной, о процессах движения от хаоса к дифференцированному и разнообразному мирозданию, о внутренней цели этого движения, его планомерности, разумности. Важнейшим признаком Бога является также его «психизм»: наличие воли, чувственных и эмоциональных реакций на события. Объективное физическое существование такого феномена не будет казаться столь невероятным даже самым стойким приверженцам «диалектиче­ского материализма» и «научного атеизма», если отказаться от одной очень ус­тойчивой догмы, привитой каждому из нас со школьной скамьи. Утверждение о том, что развитие Вселенной происходит «от простого к сложному», всегда ассоциируется с представлением об эволюции от механических форм движе­ния к физическим и далее – к развитию живой материи и общества. Однако первичными в процессах саморазвития Вселенной были физические формы движения, к тому же исключительно сложные, энергетически (а значит, и информационно) насыщенные. Первичное сверхплотное ядро Вселенной в процессе «Великого взрыва» в момент ее самозарождения трансформируется в плазменное облако – Протовселенную. В первичной плазме, из которой состоит Протовселенная, образованной массой субэлементарных частиц типа лептонов, действуют всеобщие законы синергетики. Ввиду бесконечно огромной массы и энергии плазменного про­товселенского облака упорядоченные и сверхупорядоченные синергетические структуры возни­кают практически мгновенно. Вследствие колоссальной энергетической напря­женности и бесконечности массы Протвселенной в ней возникают супернапряженные информацион­ные процессы. В один из бифуркационных периодов ее развития возникает такое свойство первичного лептонно-плазменного облака, как "стремление" физических лептонных систем к контролю над самоак­тивностью; к направленному продуцированию новых форм самоактивности [3,4,5].

Проявления подобных свойств, достаточно широко распространенных в природе и имеющих чисто физическую, полевую, энергетическую основу, с человеческой точки зрения воспринимается как «психизм». Дефицит либо, напротив, переизбыток вещества, энергии либо информации в масштабах системных процессов самоорганизации и саморазвития предстает как зарождение системных "нужд", "потребностей". На уровне особо массивных вещественно-энергетических конгломератов, эквивалентных, к примеру, звездным или галактическим массам, формы контроля над самоактивностью, управления и "проектирования" ее конечных результатов могут действительно в определенной мере приближаться к психическим или компьютерным аналогам. В человеческом восприятии космические синергетические процессы предстают как поисковые, игровые, творческие формы активности, в какой-то мере даже персонализированные. Проблема зарождения и развития психизма как всеобщего свойства материи до сих пор лишь отчасти затрагивалась нами [1,6,8,9] и нуждается в углубленном самостоятельном исследовании.

Появление свойства, напоминающего психизм, в свою очередь ведет к возникновению того бесконечного разнообразия явлений природы, которые мы сегодня воспринимаем как «нашу» Вселенную. Понятно, что Вселенная, в рамках нашей гипотезы, является частным уровнем саморазвития первичной лептонной плазмы.

 «Разумность» Бога в таком случае представляет из себя внешнее проявление интегрированных во вселенском масштабе сверхнапряженных информационных процессов, которые отнюдь не имеют своей «целью» управление или контролирование человеческого разума и деятельности, и лишь косвенно через многоуровневые опосредования в той или иной мере способны «информировать» и «ориентировать» его. Принципиально важным является то, что данная гипотеза полностью согласуется со всеми существующими космологическими теориями и положениями физики микромира. Она органично опирается на них, в то же время выступая в качестве интегративной, синтезирующей идеи.

Представляется весьма продуктивным «компьютерный» подход к осмыслению сущности процессов объективного проявления и человеческого восприятия "божественного". Современные концепции утверждают, что необходимо должны существовать некие универсальные, общесистемные закономерности процессов информационного обмена. Нами выделены специфические интердиктивные и императивные структуры в многообразных культурных формах "коммуникации" человека с Богом, а также и с иными «сверхъестественными» силами, понимаемыми как природные информационные синергетические структуры [6].

Кроме того, мы формулируем следующие предложения, касающиеся возможности герменевтического анализа текстов религиозного, эзотерического, а также при необходимости и философского содержания, использующего позиции высказанной космолого-онтологической гипотезы:

1. Каждое информационное сообщение может рассматриваться как многоплановый текст (многоуровневая система кодировки информации). Оно, как правило, содержит в себе явный (прямой) текст 1-го уровня, подтекст 2-го уровня, подтекст 3-го уровня, и логически-смысловую контраверзу (подтекст 4-го уровня). Корреспондент адресует прямой текст респонденту 1, подтекст 2 - респонденту 2, подтекст 3 – респонденту 3. Уровень понимания ими информации соответственно проявляется как понимание 1, понимание 2 и понимание 3. Контраверза адресуется предполагаемому оппоненту, участвующему в мысленной дискуссии, либо даже как бы исходит от этого оппонента. Предполагаемый уровень понимания (4) оппонентом заложенной в тексте информации принимается за адекватный уровню понимания собственного текста автором.

2. Объектом анализа являются высказывания, всегда содержащие в себе узловые концепты мироотношения. Структура каждого узлового концепта мироотношения устойчива. Она включает в себя единство субстанциональных, атрибутивных и релятивных категорий, образующих картину мира, экзистенциальные категории, образующие авторский «образ себя», а также систему праксеологических категорий, образующую совокупность программ и алгоритмов практического действия [1,72-90]. В каждом высказывании так или иначе необходимо отражена устойчивая структура узлового концепта мироотношения [Там же]. Она может быть выражена в более или менее явной форме, отдельные категории могут быть опущены или выражены в полуявной, неявной либо имплицитной форме. Но наличие «образа мира», «образа себя» и «образа действия» всегда может быть установлено. Конкретная категориальная наполненность этой структуры зависит от уровня развития духовной культуры субъекта, вступающего автором данного информационного сообщения.

3. Нами установлено различие в категориально-концептуальной структуре сообщений религиозного и философского плана, содержащих информацию, характеризующую феномены Бога, божественного, сверхъестественного. Для религиозных сообщений типа молитвы и исповеди характерно наличие императивного момента, обращенного к Богу. В проповеди священник выступает в качестве посредника между паствой и Богом, единолично формулируя императивное обращение к Богу. Для сообщений, протекающих по типу Откровения, характерна императивность, проистекающая от Бога и направленная на человека как на респондента. В целом для религиозной коммуникации «Человек-Бог» и «Бог-человек» характерна интердиктивность.

Для сообщений теоретико-философского плана характерно отсутствие явных форм праксеологического компонента в структуре узлового концепта мироотношения, формулируемого автором-теоретиком. Он никогда не приобретает форму интердиктивности и императивности. На первом плане присутствует "образ мира" и "образ себя". "Образ мира" при этом разворачивается через комплексы субстанциональных, атрибутивных, релятивных категорий. "Образ себя" соответственно разворачивается через комплексы экзистенциальных категорий, в которые входят экзистенциально-субстанциональные, экзистенциально-атрибутивные, экзистенциально-релятивные, а также аксиологические, деонтические категории. Праксеологический компонент как комплекс алгоритмов деятельного выражения личного отношения к Богу, признанному либо непризнанному автором, может присутствует сугубо имплицитно, главным образом в форме ценностно-истинностных высказываний. Он входит во внутреннюю структуру "образа себя" в рамках его аксиологических и деонтических компонентов. По этой причине для выявления праксеологического, мировоззренческого, мироотношенческого компонента должна проводиться отдельная аналитическая процедура.

Литература:

  1.  Щербина-Яковлева Е.Е. Мироотношение и иррациональность.– Сумы, Изд. СДПУ им. А.С.Макаренко, 1996. – 229 с.

  2.  Щербина-Яковлева Е.Е. Истоки синергетического мировосприятия в духов­ной культуре прошлого // Філософський аналіз основ синергетики. Філософськи науки. Суми: РВВ СДПІ ім.А.С.Макаренка, 1999.– С.11-20

  3.  Щербина-Яковлева Е.Е. Коэволюция материального и духовного в развитии Вселенной: попытка отказа от традиционного взгляда // Філософськи науки. Проблема коеволюції. – Суми: Вид. СДПУ ім. А.С.Макаренка, 2000. – С.12-20.

  4.  Щербина-Яковлева Е.Е Возможность онтологического существования Бога // Філософськи науки. – Суми: Вид; СДПУ ім. А.С.Макаренка, 2001. – С.142-152.

  5.  Щербина-Яковлева Е.Е Идея существования Бога и современная картина мира // Сучасна картина світу: інтеграція наукового та позанаукового знання.- Збірник наукових праць.- Суми: ВВП “Мрія-1” ЛТД, УАБС, 2002.

  6.  Щербина-Яковлева Е.Е. «Бог», «божественное» и «сверхъестественное» как объекты человеческого восприятия // Філософськи науки.- Суми: Вид. Сум ДПУ ім.А.С.Макаренка, 2002. – С.78-90.

  7.  Щербина-Яковлева Е.Е. Мировоззренческие и методологические основания нового похода к проблеме классификации филосфских систем // Філософськи науки.- Суми: Вид. Сум ДПУ ім.А.С.Макаренка, 2003. – С.103-114.

  8.  Щербина-Яковлева О.Ю. Інтелектуальні, моральні та естетичні атрибути Бога у сучасній картині світу // Сучасна картина світу: інтеграція наукового та позанаукового знання.- Збірник наукових праць. –  Суми, ВВП “Мрія-1” ЛТД, УАБС, 2004. – С.10 – 18.

  9.  Щербина-Яковлева О.Ю. Методологічні підходи до вивчення інтелектуальних, комунікативних, моральних та естетичних атрибутів Бога // Філософськи науки.- Суми: Вид. Сум ДПУ ім.А.С.Макаренка, 2004. – С.40-49.

 

 

РЕЗЮМЕ

О.Ю. Щербина-Яковлева. Від ідеї онтологічного існування Бога до герменевтичного підходу до аналізу езотеричних форм  духовной культуры

 Визначено специфіку категоріально-концептуальній структурі текстових повідомлень релігійного і філософського плану, що містять інформацію, яка характеризує феномени Бога, божественного, надприродного. Для релігійної комунікації «Людина-Бог» і «Бог-людина» є характерною інтердиктивність. Для текстових повідомлень теоретико-філософського плану є характерною відсутність явних форм праксеологічного компоненту. Такі повідомлення ніколи не набувають форм інтердиктивності та імперативності.

 

SUMMARY

       E. Scherbina. From the idea of ontological existence of God to germenevtyc  approach to the analysis of ezoteryc forms of culture

  It was marked the distinction in the category-conceptual structure of religious and philosophical texts, which contain the information about the phenomena of God, divine, supernatural. The religious communication «Man-God» and «God-man» contains the interdiction. For the theoretical-philosophical texts it is typical the absence of obvious forms of pracseological component. They never take shapes of interdiction and imperative.

 

Щербина-Яковлева Е.Е. От идеи онтологического существования Бога до герменевтического подхода к анализу эзотерических форм духовной культуры // Філософськи науки. – Суми: Вид. Сум ДПУ ім.А.С.Макаренка, 2006. – С. 137 – 142.

 

 

 

© 2010 olena.scherbina.sumy.ua | Design by metamorphozis.com. | Powered by Lubimy Site